От осины не родятся апельсины – известно всем. И если дерево плодоносит яблоками, стало быть, дерево – яблоня. Удобрения позволяют фруктам обрести характерный вид. Понятно, как дважды два.

Так и родители передают детям особенности нервной системы. Опираясь на социальную норму и традиции, они формируют у ребенка систему убеждений, ценности и определяют вектор интересов. С течением времени, влияние друзей и интернет заостряют личностные черты. Фрукт зреет, наливается.
И вряд ли существуют яды, способные превратить яблочко в ядовитый плющ.
Да, в настоящее время в социальных сетях и мессенджерах дети и подростки легко могут найти шокирующий, опасный для психики контент. От демонстрации актов насилия и преступлений до половых извращений. И такому вот отвратительному контенту родители и общественники приписывают главную роль в морально-нравственном уничтожении подрастающих поколений. С чем лично я согласна только отчасти. И главную роль (и вину) все-таки передам родителям.
Еще раз вернусь в удивительный дивный сад и опять объясню на яблоках:
- Фрукт – это ребенок.
- Дерево и ветки, на которых он вырос – семья.
- Почва – нравственная основа, из которой питается вся семья, духовные ценности и убеждения.
- Удобрения (в том числе всякие пестициды и опасные химикаты), которым поливаются деревья – влияние социума на детей, контент социальных сетей и мессенджеров, мода и пример артистов.
Простите, я не знаю таких химических веществ, которые способны превратить ваш драгоценный фрукт в бородавчатую лягушку. И вера отдельных родителей и общественных организаций в подобную алхимию не зря именуется конспирологией. Стало очень удобно перекладывать ответственность с родительских плеч на абстрактное мировое зло. Так проще казаться хорошими. У меня есть отдельная интересная статья с примерами про современное воспитание, читайте здесь.
Влияние контента из соцсетей на результаты воспитания.
Конечно, нельзя отрицать опасное влияние контента из соцсетей на психику ребенка. Ведь если подросток был воспитан в гипо- или гиперопеке и имеет, как следствие, зависимый тип мышления, то в социальных сетях и интернете он обязательно найдет пример для подражания и круг подобных себе друзей.
И если в общении с ребенком, бездуховные родители твердили, что смысл человеческого существования в том, чтобы “жить и радоваться” (и не более того), то в социальных сетях (как в магазине) ребенок отыщет источник радости:
- Одни будут смотреть уроки по шоплифтингу (“искусство” в магазинах воровать);
- Другие станут адреналиновыми наркоманами, пополнив ряды зацеперов, паркурщиков и т.д..
- Третьи “на радостях” и под плеск гормонов будут устраивать личную подростковую жизнь, что приводит к появлению какого-то компромата на ребенка. И в дальнейшем начинается шантаж. Юный Антон Дзюба, привет. И пресловутый Синий кит, “здравствуй”.
Список деструктивных течений в интернете очень большой, можно продолжать.
И я не просто так озвучиваю негативные примеры. По данным Лиги безопасного интернета на 2022год активными подписчиками деструктивных групп в интернете является около 10,5 млн детей в РФ. Для понимания: подростков в возрасте от 12 до 17 лет в России примерно 9,5 млн. Остальные дети – младше.
В этот момент всем хорошим, умным и знающим родителям хочется задать пару-тройку вопросов:
- По какой причине вашим детям деструктивный контент кажется интересным и является приемлемым?
- Кто вашим детям обеспечивает доступ в соцсеть (и деструктивные группы, соответственно)? И главное – для чего?
***
К сожалению, подобными вопросами задаются родители только с приходом в дом катастрофы в виде зависимости подростка, совершения им преступлений, появления психических расстройств и многого другого. И к еще большему сожалению, свой собственный вклад в разрушение психики ребенка родители отрицают.